Профилактика
коррупции
Ответственность
медицинских работников за коррупционные преступления в
здравоохранении
В последние годы
государство принимает активные меры для противодействия коррупции, в
том числе и в сфере здравоохранения. В практике нередко встречаются
случаи привлечения медицинских работников к уголовной
ответственности за преступления с коррупционной составляющей. О
некоторых видах коррупционных нарушений, которые наиболее часто
встречаются в медицинских учреждениях, рассказывает Никита Иванов,
заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Всероссийского
государственного университета юстиции (РПА Минюста России), д.ю.н.,
профессор, заслуженный юрист РФ.
Коррупция с точки
зрения закона
За
коррупционные деяния в уголовном законодательстве предусмотрена
гораздо более серьезная ответственность, чем за правонарушения без
коррупционной составляющей, так как деяния в которых есть
коррупционные нарушения, считаются наиболее опасными.
Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
определяет коррупцию, путем перечисления определенных
преступных деяний: злоупотребление служебным положением, дача
взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий
подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего
должностного положения вопреки законным интересам общества и
государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей,
иного имущества или услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное
предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими
лицами.
В
законе одновременно употребляются два важнейших термина,
необходимых для правоприменительной практики – это
злоупотребление служебным положением и незаконное использование
лицом своего должностного положения. Служебные полномочия более
широки, чем должностные. Должностные полномочия могут быть присущи
только должностному лицу, а служебные – любому лицу, которое
выполняет свои профессиональные функции, к ним относится все, что
входит в профессиональные обязанности субъекта.
Помимо этого закона, существует Указание Генеральной прокуратуры РФ
и МВД России № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей
Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при
формировании статистической отчетности», где в перечне №23
перечислены преступления коррупционной направленности, с указанием
конкретных параметров коррупционных преступлений.
Так, первый критерий коррупционных преступлений – наличие
надлежащего субъекта. Субъектами таких преступлений признаются
должностные лица т.е. лица, которые обладает
административно-хозяйственными, организационно-распорядительными или
властными полномочиями, а также лица, выполняющие управленческие
функции в коммерческих организациях.
Выполнение организационно-распорядительных функций связано с
руководством коллективом, расстановкой и подбором кадров,
организацией труда или службы подчиненных, поддержанием дисциплины,
применением мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий и
т.п. Например, в сфере здравоохранения
организационно-распорядительные функции исполняют главный врач,
заместитель руководителя медицинской организации, заведующий
отделением и т.п.
Для административно-хозяйственных функций главными признаками
являются управление и распоряжение имуществом и денежными
средствами, принятие решений о начислении заработной платы, премий,
осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п..
Таким образом, когда медицинский работник выполняет свои
профессиональные обязанности .т. е. лечит, оперирует, обследует и
т.п. он не является должностным лицом.
Вместе с тем, если
на врача возложено исполнение организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных функций, то на этот период он
считается должностным, например, врач при выдаче листка
нетрудоспособности, справки о состоянии здоровья обладает
организационно-распорядительными полномочиями и может привлекаться к
ответственности по коррупционным преступлениям.
Второй необходимый критерий преступлений коррупционной
направленности – связь деяния со служебным положением субъекта,
иными словами, злоупотребление полномочиями. Например, выписка
листка о нетрудоспособности за вознаграждение, или указание главного
врача подчиненному выписать такую справку без оснований. Если
субъект использует возможности своего положения, то он будет нести
ответственность за коррупционные преступления.
Третий признак – обязательное наличие у субъекта корыстного
мотива. Корыстный мотив заключается в том, что субъект получает за
свою деятельность мзду – деньги, услуги, ремонт квартиры и т.п.
Четвертый критерий коррупционного преступления – обязательное
наличие прямого умысла. Неосторожность при совершении
коррупционного преступления исключена. В уголовном праве все деяния
могут быть совершены либо умышленно, либо неосторожно. При прямом
умысле субъект осознает негативную сущность деяния и желает его
совершить.
Таким образом, к преступлениям коррупционной направленности
относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные выше
признаки.
Взятка и
мошенничество
Наиболее
распространенной формой коррупции в медицинских организациях
является взяточничество. В сфере здравоохранения субъектами
взяточничества выступают исключительно должностные лица. Получение
взятки квалифицируется по ст. 290 УК РФ. И подразумевает действия
должностных лиц, направленные на заведомо незаконное получение
материального вознаграждения за свое служебное поведение или в связи
с занимаемой ими должностью. Взятка может быть получена должностным
лицом в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или в виде
незаконных оказаний услуг имущественного характера, предоставления
иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в
пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Практикующие врачи
наиболее часто привлекаются к ответственности за получение взятки за
выписывание «липовых» справок о нетрудоспособности или документов о
признании субъекта инвалидом.
Важно отличать взятку от других подношений. Например, подношение
врачу за удачную операцию не является взяткой, так как оперирующий
врач не является должностным лицом и получает мзду не за
административные действия, которые могут входить в его полномочия, а
только за те профессиональные функции, которые он исполнил. В данном
случае врач не может быть привлечен к уголовной ответственности за
коррупционное преступление. Хотя при этом, в рамках уголовной
ответственности за подобные подношения может применяться статья
159 УК РФ «Мошенничество»
в тех случаях, когда есть обман пациента, т.е. если медик
ввел пациента в заблуждение относительно сложности выполнения
операции, возможности использовать «уникальное» дорогостоящее
оборудование, необходимости длительного ожидания квоты и т.п. и
получил мзду на за ее проведение, то он может быть привлечен к
уголовной ответственности за мошенничество.
Незаконное
распределение квот
Квоты на лечение выдаются в тех случаях, когда лечение финансируется
из бюджета субъекта РФ. Если нет оснований для получения квоты, но
ее оформляют – это является основанием для привлечения к
ответственности за коррупционное преступление должностного лица,
которое оформило данную квоту или оказывало давление на врачебную
комиссию для ее оформления.
В данном случае могут быть применимы две статьи УК – статья 290
УК РФ «Получение взятки» и статья 285 УК РФ «Злоупотребление
должностными полномочиями». По статье «Получение взятки»
медицинский работник будет привлечен к ответственности, если
оформление квоты обусловлено получением изначальной мзды. Для
квалификации преступления по статье 285 УК РФ «Злоупотребление
должностными полномочиями» тоже необходим корыстный или личный мотив,
но он может быть выражен в иных аспектах, например, повышение в
должности за выписку незаконной квоты.
Рядовой врач
может быть привлечен как соучастник преступления,
если он находится в сговоре с чиновниками департамента Минздрава и
при обследовании пациента выписал фальсифицированные документы,
необходимые для получения квоты. Если врач не имел никаких корыстных
побуждений, не был в сговоре, то он не несет ответственности
Подарки и
пожертвования – коррупция или нет?
В гражданском праве
существует институт дарения. Дарение – это разновидность договора,
благодаря которому одна сторона безвозмездно передает другой стороне
либо имущество, либо иные ценности, либо предлагает выполнить
какую-либо работу бесплатно. Статья 575 Гражданского кодекса
содержит определенные запреты на дарение. В частности, работникам
медицинских организаций нельзя принимать подарки от граждан,
находящихся у них на лечении, за исключением обычных подарков,
стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Такие
образом, согласно ГК РФ, подарок врачу от благодарного пациента,
приемлем, если его стоимость не превышает 3 тыс. рублей.
Кроме суммы, есть и другие ограничения на дарение. В ГК РФ указано,
что это должны быть обычные подарки. Обычный подарок
определяется не только его стоимостью (не более 3 тыс. рублей), но и
традиционностью обстановки. Обычный подарок преподносится на
юбилей, день рождения и т.п. Такова практика понимания
правоприменитялями обычности подарка.
Помимо дарения, в Гражданском кодексе содержится понятие
пожертвование. По статье 582 ГК РФ. Пожертвованием признается
дарение вещи или права в общеполезных целях. В отличие от
дарения, пожертвование возможно на любую сумму. Суть
пожертвования состоит в том, что жертвователь обусловливает
пожертвования определенными обстоятельствами. Например,
пожертвование на закупку медицинского оборудования, на покупку
одноразовых перчаток и т.п... Условия пожертвования могут быть
любыми, но они обязательны должны быть указаны. Жертвователь
может признать пожертвование недействительным, если условия
пожертвования не выполняются, но может и не пользоваться этим правом.
Если медицинский работник, обладающий должностными полномочиями,
получил определенную сумму, но она оформляется в виде пожертвования,
то его нельзя обвинить в получении взятки.
Коррупционные действия в сфере здравоохранения носят высокую
общественную опасность и суд, и любой другой правоприменитель
относятся к ним особо. И руководителям медицинских организаций
следует предупреждать ситуации, влияющие на возникновение
коррупционных правонарушений
|